Oct 21, 2009

Соцмедиа - поезд из ниоткуда в... никуда?

Уже 2 года я каждый день работаю с социальными медиа различной степени сложности и полезности в рамках работы и личных нужд от 4 до 18 часов в сутки. Ощущение того, что эта "игра" давно стала такой же обыденной вещью, как открывание дверцы микроволновки или переключение DVD при помощи дистанционного пульта, уже не радует, а заставляет скорее задуматься о том, насколько все это так уж необходимо (новоиспеченный с пылу с жару Google Wave был открыт и закрыт с мыслью "это на потом", что говорить о тех сервисах, которые давно просто связаны механизмом автоматической синхронизации и кросс-постинга..) Соцмедиа - это поезд, в который мы в большинстве своем сели 3-4 года назад, который стремительно едет из ниоткуда в никуда. Попробую объяснить свою точку зрения, что называется, "на пальцах".

1) Соцмедиа - это ПОЕЗД.
В принципе, до того, как началась вся эта песня с фейсбуками, линкединами и прочими твиттерами, был один локомотив - это MySpace. Неудобный, коряво-своеобразный, заточенный под американскую аудиторию, но лучше, чем неврастенический ЖЖ, похороненный отечественными "тысячниками", который рассматривать как соцмедиа-платформу так же глупо, как ходить сегодня на парад в день Октябрьского большевистского переворота. К этому локомотиву спустя время прицепили вагоны: Facebook, Digg, Twitter, Slideshare, Del.i.cious, Evernote и ряд других. Сложился неплохой состав. В каждом таком вагоне - свой груз, своя обстановка, свои пасссажиры-пользователи, своя ЦА в качестве пункта назначения или промежуточной станции. Поезд этот едет очень стремительно (если бы мне в 2004 г. сказали про Facebook или Twitter, про возможность зарегистрироваться в почте Гугла не по инвайту, а также про то, что домен будет стоить 18 баксов, а вести свой блог сможет каждый не только в ЖЖ - я бы только посмеялся). Прошло всего каких-то 5 лет, и ресурсы наподобие Mashable, Facebook, Twitter кажутся нам такими, которые существовали всегда. На 10-летие Google я вдруг понял, что был уверен в том, что Гугл и его сервисы были вообще всегда. А мне всего 25; что говорить про тех, кому сейчас 20?! Соцмедиа набрали очень большую скорость прямо со старта.

2) Соцмедиа - это поезд из НИОТКУДА.
Никогда не задумывались, почему это вдруг на наши головы обрушилось сразу столько информационных и геолокационных возможностей? Мы стали сами-себе-СМИ: каждый может стать героем на 3 минуты минимум. Не проблема сделать так, чтобы даже безо всякой рекламы твои мысли и наблюдения за действительностью читали ежедневно 100 человек из разных уголков земного шара. Герои из ниоткуда - вот кто такие пользователи соцмедиа. Миллионеры из ниоткуда - вот кто такие основатели крупнейших соцсетей и соцмедиа-ресурсов. Вспомните 2000 год, когда казалось, что ничего экстранового появиться в ближайшие 5 лет не может, потому что прогресс и так зашкаливает. Сегодня в моем нетбуке, который я сую в стопку между бумагами и ежедневником, памяти и технических характеристик больше, чем 5 лет назад в моем первом компьютере, чей системник занимал целую секцию под письменным столом. Назовите по памяти 5 людей, о которых сегодня говорят все, кто связан с социальными сетями и сервисами, и попытайтесь вспомнить, слышали ли вы что-то о них 5 лет назад, а если слышали, то в каком контексте. Кто мог 5 лет назад сказать, что социальная сеть способна давать сотни миллионов пользователей по всему миру, при этом синхронизируясь как минимум с десятком других сервисов. Миллионы фотографий на Flickr - да чтоб создать такое хранилище 5 лет назад, нужна была бы колоссальная уйма денег, туча фотографов и специальные правительственные программы. Сегодня это воспринимается ка обыденная вещь. Узнавать новости из разных уголков Земли на полтора - два часа раньше ведущих новостных телеканалов планеты (!) (не страны - планеты!) при помощи Twitter и читать каждое утро (!) свежий номер ведущих мировых изданий через Adobe-AIR приложение весом всего в полтора мегабайта, когда на жестком диске - минимум пару сотен гигабайт. Поезд не только едет быстро, он еще и едет не по эволюционной, а по революционной прямой.

3) Соцмедиа - это поезд из ниоткуда в НИКУДА.
Если бы надо было придумать лозунг для современного общества, я бы выбрал "Синхронизируйся или умри". Нет, правда: синхронизируй свой календарь в телефоне с ноутбуком, который синхронизируй с онлайн-планировщиком, который синхронизируй со своей основной соцсетью в разделе "События", которую синхронизируй со своим аккаунтом FriendFeed или Plaxo, который синхронизируй со своей читалкой RSS, не забудь при этом сделать пометки в ежедневнике (даже если у тебя не молескин)... Чувствуете, как мир потихоньку сходит с ума? Невольно вспоминаются слова героини из "Обещать не значит жениться": "Раньше у нас был всего 1 телефон. Он звонил, и ты снимал трубку и не знал, кто звонит". Теперь нам не хватает 2 коммуникаторов, 5 аккаунтов в соцсетях, кросс-постинга отовсюду и в разные источники, рук для работы с двумя ноутбуками, тремя мониторами и десятком приложений одновременно. Мы лечим стресс тем, что подвергаемся дополнительному стрессу и шаримся в поисках одноклассников или "бывших" в соцсетях. Всего 2 года в активном ежедневном рабочем режиме - и в коробке в белых тапках видел я весь этот информационный прогресс и синхронизацию. Уверенность некоторых людей в том, что контакты и рабочие вопросы ты решаешь в скайпе 24 часа в сутки, просто поразительна. Все больше и больше люди начинают не разделять личное и рабочее время. Заикнись ты, что ты работаешь как консультирующий фрилансер - у них тут же возникает уверенность, что с 7 утра и до 3 ночи по любому из часовых поясов планеты Земля ты готов с ними "обсудить важный вопрос". Соцсети заставили людей мучиться дедлайнами, таймингом и синхронизацией больше, чем в свое время люди мучились головными болями, импотенцией или угрозой гражданской войны. Поезд стремительно идет в никуда; еще максимум год - два, и темпы роста соцмедиа спадут, на смену просто объективно должна прийти совсем иная концепция. Присутствовать везде одновременно утомительно и скучно, даже если за вас это делает парочка скриптов и авторизация всех ваших аккаунтов между собой по OpenID. Даже Юлий Цезарь устал бы от того, что одновременно происходит и что нужно одновременно делать. Самый большой лайфхак, которым являются все соцмедиа в совокупности (позволив нам быстро обрабатывать информацию, принимать решения и распространять информацию, сотрудничать, знакомиться, любить и удовлетворять свои потребности на скорости в десятки Мбит в секунду на расстоянии в тысячи километров), - этот самый большой лайфхак может стать самым большим epic-fail'ом, если и дальше с той же скоростью и в том же направлении все будет продолжаться.

No comments:

Post a Comment

ПОПУЛЯРНІ ПУБЛІКАЦІЇ