Jun 29, 2013

"Больше нет идей"


Предположим, вы успели вовремя “соскочить с граблей”, упомянутых ранее, и продолжаете писать, по ходу учась на своих и чужих ошибках. Пишете-пишете какие-то полгода - и вдруг всё: приходит ощущение, что вы занимаетесь какой-то бессмысленной фигней. Что нету сил ваших смотреть на эти “окна металлопластиковые недорого”; что “автомобили в кредит” уже бесят; что “диета для похудения” и “как похудеть за 2 недели” уже вам снятся в кошмарах, а от фразы “снять квартиру посуточно” вы готовы волком выть (так часто ее видите в своей жизни; при том, что вам самим никакую квартиру и снимать-то не надо, у вас своя есть).


И тут вы решаете, что пришел тот самый пресловутый “творческий кризис”. Пора, дескать, завязывать с копирайтингом, ехать в деревню, выращивать капусту и восстанавливать загубленную молодую психику. Ну или на крайний случай - на месяц на острова, на Кипр, в Таиланд, в Африку, хоть к черту, только чтобы не видеть этих ключевиков, техзаданий, бирж и цен за “килознак.” А потом вернуться из пальмового рая - и стать каким-нибудь SMM-консультантом или менеджером по развитию проекта (непонятно, что они в 2013-м году делают, но это неважно: всё лучше, чем тексты эти проклятые клепать про окна, риэлторов и двери для спален). Спешу вас разочаровать: если вы в копирайтинг пришли осознанно, а не случайным образом, перебиваясь где-то между страховым агентом и банковским кассиром, то вам еще предстоит узнать, что у хорошего копирайтера “завязки” 100%-ной не бывает.


Творческий кризис для копирайтера - это непозволительная роскошь. Нет такого понятия в этой сфере. Есть понятие “усталость”, есть банальная перегруженность множеством мелких проектов, которые “дергают” вас из стороны в сторону. Есть даже понятие “исписался”: это когда определенная тематика в вашем исполнении уже настолько исчерпана и многократно написана вами за короткий промежуток времени, что вы начинаете повторяться (и что страшнее - сами это замечаете за собой).


Как только замечаете подобное, не стоит сразу впадать в панику и говорить, что вы хотите вообще из копирайтинга уйти раз и навсегда. Возможно, стоит просто сменить тематику. По моим наблюдениям за разными людьми, с которыми доводилось работать с 2006 года и до сегодняшнего дня, “завязывать” с копирайтингом стоит лишь в случае, если:
  • вы сменили 3-5 разных, кардинально не связанных между собой тематик, и все они вызывают у вас отвращение уже после второго написанного текста
  • за последний месяц вам не удалось продать / написать ни единого текста на любую тематику
  • вы вообще не понимаете, зачем люди пишут и читают тексты, и ощущение этого непонимания вас не покидает уже несколько недель.


Последнее упомянутое стойкое ощущение - скорее симптом других, более сложных проблем, связанных скорее с “синдромом выгорания”, а не с тем, что из вас плохой копирайтер. Так что здесь стоит изменить подход к работе в целом и вспомнить, отдыхали ли вы за прошедшие 12 месяцев хотя бы раз, при этом вообще не думая о работе. Если хотите изменить как-то эту ситуацию, мой совет: сначала отправляйтесь в отпуск на 10 дней, отключите все телефоны, ноутбук и прочие радости современной цивилизации оставьте дома. После 10 дней в деревне, на пляже или в горах возвращайтесь в город, добудьте экземпляр Rework, “Офис в стиле фанк” или Легкий способ перестать откладывать дела на потом” (а лучше - все три этих книги) - и прочтите последовательно, делая пометки на полях и выписки для себя. Затем беритесь за кардинальные изменения в своей жизни согласно прочитанному (но это - уже совсем другая история, никак не связанная с копирайтингом). В свое время мне помогло.


Кстати, еще один разумный вариант: “уйти, но вернуться.” В начале 2009 года в силу ряда обстоятельств на работе и в личной жизни я вдруг ощутил, что не могу больше написать ни строчки текста. И дело даже не в “дверях-окнах”, на которые к тому времени уже и смотреть не хотелось, не то что писать о них. Просто понял, что мне нечего сказать, а “пережевывать” одни и те же фразы я не могу и не хочу. После трех лет практически непрерывной внештатной и штатной работы копирайтером я взял “тайм-аут” на год. К копирайтингу вернулся только осенью 2010 года. И - о чудо - стало получаться, и даже намного лучше и качественнее, чем прежде. За год отдыха я просто определился с тематиками, о которых буду писать, исключил темы, которые мне совершенно не знакомы или не нравятся, пересмотрел свой подход к рабочему графику и к параметрам сотрудничества с заказчиками и проектами.


Выиграли ли от моего годичного отсутствия заказчики и партнеры? Думаю, да: в 2010-м я начал работать фулл-тайм в крупном украинском контент-проекте AIN.UA, а в 2011-м начал регулярно писать для “Лайфхакера” - одного из лучших блогов Рунета о продуктивности и нестандартном подходе к жизни. Кроме того, помог наполнить и развить около десятка мелких и средних контент-проектов в регионах.

Выиграл ли я сам от годичной паузы? Однозначно да: больше не было порывов “уйти и всё бросить”, заблуждения и ошибки, о которых я упоминал в начале этой главы, остались за плечами в качестве опыта, а не груза, который надо тащить за собой. Не бойтесь уходить на время, чтобы вернуться с новыми силами. И поймите, что слова-”воробьи” поддаются “приручению.” А как с этим справиться - разберемся далее.

Кстати, книга о копирайтинге для начинающих в ее базовом варианте уже готова. Еще несколько постов опубликую в блоге - а затем займусь подготовкой электронной полноформатной версии.

No comments:

Post a Comment

ПОПУЛЯРНІ ПУБЛІКАЦІЇ