Jun 26, 2013

"Творческий полет мысли" в копирайтинге: надо ли?


Новичок, прийдя в индустрию копирайтинга и начитавшись разнообразных статей, советов, даже книжек умных, посетив пару-тройку мастер-классов, послушав доклады на конференциях, - одним словом, пропустив через себя огромный поток радужных перспектив и больших надежд, верит в то, что надо давать "вкусный" и яркий художественный текст. Оригинальный слог и художественность - и тебя заметят, будут давать заказы и охотно сотрудничать. На самом деле, ничего подобного не произойдет.


Избыточная художественность - первая ошибка новичка. Особенно страдают этим свежеиспеченные филологи с хорошим дипломом, которых в вузе учили, что писать и говорить надо слаженно, четко, красиво; что слог должен быть богат и разнообразен, эпитеты, прилагательные и деепричастные обороты всякие там; что “ибо” и “поелику” до сих пор могут встречаться в художественных произведениях; что надо писать “Вы” в каждом предложении, где используется обращение к незнакомому человеку в единственном числе и т.д. и т.п. В итоге заказчик вместо текста о металлопластиковых окнах получает гибрид “Братьев Карамазовых”, “Овода” и сонетов Шекспира, в котором то и дело проскакивают “окна из ПВХ.” Итог: конфликт интересов, начинающий автор - в отчаянии, заказчик, “напоровшийся” на новичка, - в раздражении; оба готовы “плюнуть” и поглядывают в сторону копирайтинговой биржи. Новичок - в надежде, что свой неоцененный художественный опус он продаст-таки на бирже текстов; заказчик - в уверенности, что “там таких болванов нет.”

Творчество как отклонение от плана - вторая ошибка начинающего копирайтера. За прошедшие 5-7 лет заказчики научились более-менее полно формулировать свои требования и составлять грамотное ТЗ. Но новичок всё равно хочет “показать себя” - и начинает “творить.” “Натворив,” несет результаты заказчику. Заказчик, само собой, в ярости: он просил написать статью о качестве строительных материалов, а вместо этого получил многостраничный “опус” на тему строительства, стройматериалов, стройзаконодательства и всего прочего, что начинается на “строй-”. Снова конфликт, снова “переделать!”, снова поглядывание в сторону биржи.

Создание одного варианта как крайность - третья ошибка. С одного удара даже опытные лесорубы дерево не рубят. Но нашему копирайтеру-новичку всё по плечу! И бескомпромиссный единственный вариант текста (даже без синонимизации и “размножения”) летит прямиком во “Входящие” по электронной почте. А затем начинается “чехарда”: письмо с “единственным” текстом гоняют туда-сюда заказчик, копирайтер, менеджер, начальник “повыше” уровнем - пока всем это не осточертеет, и не родится еще 3-4-5-10 вариантов, один из которых наконец-таки будет принят.

Создание десятка вариантов текста - другая крайность новичков. Получив тестовое задание, вы решили сделать не 2-3 варианта, а 10? Поздравляю: вы потратили времени намного больше, чем надо было, а эффективность полученного результата по-прежнему под сомнением. Да, совсем забыл: вам же еще даже на заплатили, что ж вы так надрываетесь-то?!

Одним словом, летят ваши “воробьи”-слова целыми стаями, а куда и зачем - непонятно. И главное: ничего с собой хорошего и полезного не приносят.


“А что же делать?!” - спросите вы. Терпение: о ловле ваших “воробьев” мы поговорим завтра в новом посте. Для тех, кто пропустил начало: пишу цикл постов об ошибках и рекомендациях для начинающих копирайтеров. Идеи, пожелания и помощью в подготовке книги на основе этих постов приветствуются: melnik.ua(at)gmail.com

No comments:

Post a Comment

ПОПУЛЯРНІ ПУБЛІКАЦІЇ