Sep 9, 2013

Ни котиков, ни лайков: куда идет отечественная стартап-индустрия?

Disclaimer: В этой статье не будет мнений экспертов, громких фамилий, цитат от стартап-гуру и окончательных непререкаемых выводов. Просто 3 года активных наблюдений за стартапами Рунета / Уанета и полтора года непрерывного написания всяческих обзоров и краш-тестов привели к мысли: "А зачем, собственно, происходит вот это всё?" Этот пост – попытка сделать вопрос не риторическим.



Наблюдение №1: Этот бешеный кэш


Вы заметили, сколько громких и бессмысленных инвестиций было на рынке в начале "десятых"? Украинские неназванные инвесторы вложили миллион долларов в соцсеть Friendin, которая так и не стала "живой". Российский крупный холдинг вбрасывает кучу денег в исконный русский микроблог – и закрывает его так же внезапно, как запустил. РБК надеется сбыть сервис мгновенных сообщений за деньги, намного меньшие тех, которые были уплачены за него. Всякие ангелы, ради которых стартаперы готовы порвать друг друга на части в ходе питча, дают деньги – и они заканчиваются вместе с проектами.


А уж о том, что инвесторы дают деньги в перспективный проект на стыке оффлайн- и онлайн-бизнеса, и потом с ними случается мутная история (как с “Нарнией”), – об этом даже и упоминать не приходится. Таких примеров при желании тоже можно нагрести целую пачку.


Эти бешеные деньги, которые приходят из ниоткуда и в 90% случаев уходят в никуда, превращают создание стартапов в некую "тусовочку" прожигателей жизни: попасть в этот клуб хотят все, потому что там обещают ливень из кэша и визиток на дорогой бумаге с названиями и адресами из Кремниевой Долины (впрочем, некоторым и Силиконовая сойдет).


Создавать проект ради того, чтобы продать его? Даже этого уже нет: теперь стартап-строй "работает", только чтобы побывать "на слуху", познакомиться с самыми именитыми персонажами из околостартаповой тусовки и получить свои статьи в "ЦП", H&F, "Слоне", AINе – а там пусть всё синим пламенем горит.


Наблюдение №2: Трэш, угар и содомия


Почти 2 года систематической работы над рубрикой "Краш-тест стартапов" в украинском блоге об инернет-бизнесе AIN.UA привели меня к четкому пониманию, почему люди, которые вкладывают свои деньги (зачастую – немалые) в сторонние проекты, настолько скептически воспринимают новые идеи  с просторов пост-советского пространства и жестко критикуют стартаперов в наших широтах. Когда каждую неделю в заявки приходит до 10 проектов (в среднем – от 35 до 50 проектов в месяц), в которых кофаундеры твердо убеждены, что очередная "социальная сеть для любителей рыбалки с форумом и картой мест для ловли, монетизируемая показом баннеров и продажей платных профилей" крайне нужна рынку. При этом ни единых конкретных цифр, KPI, ROI, модели оценки рисков – ничего этого нет. Есть: "мы с друзьями очень любим рыбачить, и потому собрали еще 20 единомышленников, и теперь наш проект генерирует не менее 1 тыс уникальных просмотров в месяц" (Марк в Пало-Альто бьется в бессильной истерике, честное слово).


80% проектов (да-да, в курсе про принцип Парето) представляют собой даже не копикэты или аналоги, а поделки на Джумле из Сетевого Запределья. Рынок не весь такой (к счастью): люди, которые реально делают работающие и толковые проекты, как правило, времени на шквал красочных питчей не теряют. Но карму тем, кто реально что-то делает, в глазах инвесторов и сетевых СМИ минусуют "любители рыболовных соцсетей" куда больше, чем всякие рыночные трудности и инвестклимат.


Наблюдение №3: Гендерный перекос


Вы задумывались о том, что стартапы по эту сторону океана – это преимущественно мужская индустрия? Что Forbes и даже порой Hopes&Fears, к примеру, пишут о девушках-предпринимателях иногда в ключе "Ой, а вы же женщина / девушка, а вам не трудно быть женщиной и при этом руководить бизнесом?" Вершина “ой-а-вы-же-девушка” – в передаче Тутты Ларссон на “Финам-ФМ” (там вообще с каждой новой гостьей вас не покидает чувством, что женщины в России занимаются бизнесом исключительно только по недоразумению и случайно, проходя из спальни одного олигарха в машину следующего). На улице, очевидно, 40-е ХХ века, а в южных штатах до сих пор у женщин нет права голоса.


Отечественные стартапы в предлагаемых услугах и продуктах тоже как правило ориентируются на интересы и запросы мужчин, а не женщин. Навскидку: сколько вы можете назвать стартапов, которые бы не обслуживали интересы "унисекс"-аудитории или явно мужской аудитории? Женщины – это шоппинг, косметика и уход за собой, всё. Ах да: максимум еще беременность, дети и секонд-хенд вместе со скрэпбуккингом и занятиями фотографией. Женщины, которые водят машины, спускаются на сноубордах, водят байк, прыгают с парашютом и стреляют по мишеням из ружья на скорость – они как-то оказываются вне поля зрения стартапов.


А сколько женщин-спикеров вы видели на ИТ-конференциях относительно общего числа выступающих? Русская Марисса Майер, где же вы? Где отдельная "женская" секция для предпринимателей хотя бы на одном баркемпе? Регулярная колонка от девушки-обозревателя стартапов – кто ее видел за прошедшие 3 года (кроме той, что вела Злата Николаева в "Слоне")?


Наблюдение №4: Мы "хотим денег", а не менять мир


На ЦП недавно была подборка из 20 стартапов, создатели которых хотят изменить мир в той или иной степени. Остальные как минимум хотят создать "дойную корову", с которой можно получать и "молоко" (регулярные доходы), и "сливки" (какие-то бонусы при выкупе проекта или доли в проекте со стороны крупной корпорации или венчурного фонда).


Но читая о свежеиспеченных проектах, я нередко ловлю себя на мысли, что у них нет глобальной цели, и в Рунете зачастую даже "дойную корову" вырастить тоже не хотят. Хотят кэша и быстро. А пока создают much adore about nothing. Хотеть денег не вредно (и даже нужно); но если вы считаете, что ваша наивысшая цель в жизни – это огрести кэша, свалить на 2 года на Гоа, прокурить там всё и остаток дней вспоминать, как вы спустили пару сотен тысяч долларов (или миллионов) за столь короткий срок на дурь, девок и квартиру в Москве или в Киеве – то вы, наверное, зря решили заниматься предпринимательством как таковым.


Наблюдение №5: На рынке который год остается три типа стартапов, и 80% из них – из третьей группы


Все стартапы отечественного (и не только) рынка можно разделить условно на три группы:
Рожденные из хобби или личного интереса (как Petcube)
Рожденные из желания изменить мир (пока на ум приходят только перчатки для глухонемых, способные превратить жесты в голос)
Рожденные из моды "сидеть и делать стартап” (о нет, только не это!).


Последних – из третьей группы – увы, намного больше. Практически у любого из нас есть хотя бы 5 знакомых, которые самостоятельно или вместе с кем-то "делают стартап« (уже месяц-квартал-год-2 года). В середине "нулевых" все были фотографами; теперь все стали стартаперами. Представьте, что было бы, если бы мода диктовала всем стать хирургами. Понятно, что плохие стартапы не настолько смертельны, как криворукие хирурги-недоучки; но почему нужно делать качественно одну работу и наплевательски относиться к другой?! Почему уродский, бесполезный либо совсем “кривой” проект никого не смущает, если за ним – большая сумма выброшенных на этот проект денег?


Как изменить ситуацию по всем 5 наблюдениям – ответа на этот, самый главный вопрос, у меня нет. И да: риторических вопросов избежать так и не удалось.

No comments:

Post a Comment

ПОПУЛЯРНІ ПУБЛІКАЦІЇ