Jul 1, 2013

"Желтый светофор" копирайтера + кое-что еще


“Набили” руку, учли ошибки, освоили “принцип дурака” - и вроде бы работа спорится. Но что-то не так: платежи за предыдущие 2 заказа где-то “зависли”; агентство, которое взяло у вас тестовое задание, пропало и не выходит на связь; на фриланс-бирже уже третий отказ по готовому тексту, хотя ничего в худшую сторону вы не меняли...


Это - “желтый светофор”: тревожный сигнал, который “горит” и предупреждает вас, что в своей работе вы что-то делаете не так. На самом деле, до “желтого светофора” можно и не доводить. Если быть внимательным и скрупулезным, то признаки надвигающихся проблем можно заметить заранее и предотвратить поток неприятностей, которые обычно начинают сыпаться на голову копирайтера-новичка сразу за первыми подобными “сигналами.”


Тревожных сигналов от заказчика, при которых стоит прекращать / приостановить работу, существует несколько. Первый - это отказ работать по техзаданию. Если человек описывает вам задачу не конкретными параметрами, а “в общем” - первый признак того, что:
1) заказчик не знает, чего хочет;
2) заказчик не готов к нормальному сотрудничеству ни финансово, ни организационно;
3) заказчик воспринимает копирайтера-новичка как человека, которому можно заплатить существенно меньше и с задержкой.
Второй тревожный сигнал вашего “желтого светофора” - это отказ заказчика сформулировать четкие критерии приема готовой работы и граничные сроки выполнения. “Ну давайте в течение недельки-двух, а вы пока подготовите...” - это несерьезный ответ. Копирайтеру - неважно, “матерому” или новоиспеченному, - деньги нужны после выполнения работы, а не “через недельку-другую.”


К остальным сигналам, что с заказчиком надо расставаться, относятся:
  • задержка оплат без веских причин (“у нас бухгалтер заболела, поломался компьютер и вышла из строя вся электропроводка в офисе”)
  • отказ работать в определенной системе оплаты (“знаете, мы сможем только перевести на карточку, но через три дня и после предоставления оборотной ведомости”)
  • отказ внести предоплату (о предоплате и о том, почему она важна и нужна, мы поговорим буквально спустя несколько страниц)
  • обязательное требование выполнить сначала тестовое бесплатное задание (ключевое слово “бесплатное”; исключение - ситуация, когда вы пришли на собеседование в агентство или компанию)
  • смена контактных телефонов, адреса, контактных лиц по проекту (внезапно телефоны перестают отвечать, офис переезжает на новое место, а у проекта, для которого вы уже отдали 10 готовых статей, сменился адрес в интернете и менеджер, который за этот проект отвечает)


Впрочем, кроме “желтого светофора”, который активно сигнализирует вам о проблемах со стороны заказчика, есть ряд тревожных сигналов и на вашей стороне. Если вы отметили появление одного или нескольких из них, это - первый признак, что следует прекратить работу. В отдельных случаях вам вообще стоит подумать о смене рода деятельности. Вот они:

  • Постоянное “отодвигание” сроков сдачи текста: “Я подумаю об этом завтра” - говорила Скарлетт О’Харра. Но вы-то вечно “завтраками” себя и заказчика кормить не сможете. Сроки сдачи можно переносить только по болезни или в случае, если у вас - не дай бог - квартиру разрушило торнадо (да и то: хороший копирайтер “засядет” в кафе с wi-fi и “добьет” начатое, даже если вокруг Хаос и Разрушения). А копирайтер, который болеет каждые три дня и с каждым заказчиком, должен подумать не о своей копирайтерской карьере, а о своем здоровье. Или же стоит подумать о том, почему у вас всё валится из рук и не хватает времени даже на элементарный текст.
  • Жалобы на “отсутствие вдохновения”: художник, который продал картин на пару миллионов, может жаловаться, что муза его покинула, и он уже 2 года не пишет. У вас, “зеленого” да молодого, пока нет такой роскоши как вдохновение или его отсутствие.
  • Поиск причин и отговорок перед самим собой: прокрастинация - первый признак того, что вы занимаетесь “не своим” делом. Или реорганизуйте свое отношение к жизни и делам, или бросайте копирайтинг и займитесь тем, к чему у вас лежит душа. Возможно, это выращивание капусты или создание макетов городов из спичек (не шучу, вполне серьезно: не мучайте себя и своих настоящих и будущих заказчиков).
  • Изготовление “энного” варианта, который всё равно не устраивает заказчика: последний “гвоздь”, который явно указывает на вашу неспособность писать. Вы либо “исписались” на данную тему (тогда отпуск и “перезагрузка” вам помогут), либо просто что-то делаете не так. Первые полторы главы были посвящены этим “не-так”, возможно, вам стоит их перечитать.

    ....................................................................................

    В этом блоге я опубликовал часть материалов из первых двух глав будущей книги с рабочим названием "О словах и воробьях". Издание и дистрибуция ее в каком-либо виде - в процессе поиска и ресурсов, и издателя. Могу скромно отметить, что в одно российское деловое издательство свою рукопись я уже отсылал и даже получил хороший отзыв, но у них портфель копирайтинг-пособий до конца 2012 года, увы, заполнен.

    В связи с этим ищу людей / проекты / издательства, заинтересованные в издании пособия по копирайтингу. Содержание: Вводная история. О чем книга, кому призвана помочь, на какие овпросы отвечает, на какие - НЕ отвечает. Упор на новичков в копирайтинге

    Глава 1: Слово как воробей


    1.1 "Да что тут сложного!"
    Заблуждения о том, что начать работу копирайтером может каждый
    Заблуждение о том, что писать на любую тему - это просто
    Что не надо много времени

    1.2 "Творческий полет мысли"


    1.3 "Мне за это не платят"
    Переделывать или нет. За что должны / не должны платить копирайтеру

    1.4 "Подумаешь. сейчас исправим"

    Когда можно бесконечно переделывать текст, а когда - нет. Сколько вообще вариантов переделки должно быть, надо ли за них платить.

    1.5 "Больше нет идей"
    Творческий кризис и почему у хорошего копирайтера не должно быть такого понятия
    Когда надо завязывать с копирайтингом
    Можно ли “уйти, но вернуться” в индустрию спустя некоторое время

    Глава 2: Начинаем ловить своих "воробьев"


    2.1 "Чтобы дураку было понятно"
    О стиле и подаче
    О структуре
    О длинных и коротких предложениях

    2.2 "Желтый светофор"
    Стоп-факторы в работе
    Тревожные сигналы от заказчика, при которых стоит прекращать / приостановить работу
    Тревожные сигналы от самого себя, при которых стоит прекратить работу / сменить род деятельности

    2.3 Деньги и вдохновение
    Почему финансовые вопросы - это не главное (для новичка)
    Почему финансовые вопросы - это все-таки главное (тоже для новичка)
    Что лучше всего мотивирует? Правильно: предоплата
    Почему не надо бояться завысить цену
    Почему не стоит занижать цену
    Почему не стоит идти на биржи и продавать там “за сколько дадут”

    2.4 Точность со второго раза
    Почему переписывать повторно - это нормально
    На каких ошибках надо учиться
    Почему ошибаться более 2 раз - недопустимо

    2.5 Как поймать и не отпускать
    Как держать определенную тему
    Как держать рабочий темп
    Как правильно планировать
    Как не терять выбранный стиль и подачу материала

    Глава 3: Готовим тексты


    3.1 Стиль и подача
    Для сеошников
    Для нормальных контент-проектов
    Для очень нишевого текста
    Для СМИ
    Для желтых ресурсов
    Для всех остальных
    Образовательный копирайтинг

    3.2 Структурирование и форматирование
    Абзацы, блоки, цитаты
    Визуальное разграничение
    Длина и построение предложений
    Канцеляризмы, штампы, синонимы и прочее

    3.3 "Продай слона"
    Текст для продажи “неудобных” товаров
    Текст для продажи того, что уже писано-переписано по сто раз
    Текст для продажи высококонкурентных товаров

    3.4 Запасной вариант
    Про “рыбы” и черновики
    Про размножение и копирование
    Про поиск чужого на бирже / в интернете и общирный рерайт

    3.5 Если не сложилось
    Если не сложилось с заказчиком
    Если не сложилось с тематикой
    Если не сложилось со временем
    Если не сложилось со сроками
    Если не сложилось с качеством
    Если не сложилось со всем перечисленным выше
    Если вы вообще разочаровались в копирайтинге

    Глава 4: На чужих ошибках


    4.1 Биржи текстов
    Почему можно работать на них
    Почему лучше не работать на них
    Какие биржи брать / не брать
    Вестись ли на объявления о “студиях” и “биржах” копирайтеров / союзах копирайтеров и прочих структурах с платным членством, бесплатными тестовыми заданиями и т.д.

    4.2 Игра на понижение
    Что делать, если заказчик понижает цену
    Что делать, если вы сами готовы понизить цену
    Что делать, если снизилось качество

    4.3 Песнь о предоплате
    С позиции заказчика
    С позиции копирайтера
    Как найти компромисс
    В чем лучше брать предоплату
    Механизмы возврата / невозврата

    4.4 Гонка и качество
    Размножение и копирование
    Синонимайзеры и бредогенераторы
    Сторонние помощники
    Покупка готовых текстов и их рерайт
    Кради как художник
    100% из головы - когда, как, зачем и для кого
    100% на аутсорс - когда, как, зачем и для кого
    Быстрее или лучше?
    Принцип Парето (20/80)

    4.5 Когда работать нет смысла
    Стоп-факторы для индивидуального / коллективного сотрудничества
    Мошенничество и подстава

    Личное разочарование и кризис
    Смена деятельности
    Творческий и профессиональный рост
    Фактор времени и альтернативных затрат

    Глава 5: Расставляя точки


    Какие выводы можно сделать по орг.части
    Выводы по фин. части
    Выводы по творческой части
    Общие выводы и советы напоследок

    Целевая аудитория: Студенты последних (выпускных) курсов журналистики и филологии, молодые специалисты без опыта работы в копирайтинге и контент-проектах, но с большим желанием научиться не просто грамотно, а "вкусно" писать, создавать тексты, которые могут "продать себя"

    Для контактов и вопросов: melnik.ua@gmail.com Рассматриваю вариант выпустить пособие на укр. / англ. языках.

No comments:

Post a Comment

ПОПУЛЯРНІ ПУБЛІКАЦІЇ