Mar 31, 2010

К 9-му мая: о "светлом" прошлом, "освободителях" и оккупантах

"Рассеянам" и прочим политозабоченным внутри Украины посвящается


Чем ближе 9-е мая, тем с каждым годом крепчает истерика определенных "рассейских" СМИ (российские СМИ почти не существуют), политологов, политиканов, украинских "сознательных" граждан, НГО и просто блоганутых на всю голову людей относительно кровожадных бандеровских западенцев и великих милосердных освободительных советских воинов. Мифология - это основа идеологии соседней с Украиной страны. Миф о великом и несокрушимом государстве, правда, легко развенчивается взрывами в метро, разбивающимися поездами и горящими ночными клубами, психбольницами и домами престарелых. Но этот миф для них все равно лучше, чем объективная реальность. Миф дает основу и чувство единения, непрерывности, правонаследничества и величия. Хорошо, когда прыщавый подросток ощущает величие на митингах во славу "Единой Расеи". Из него может получиться годный борец за светлое будущее определенной системы. Хорошо, когда человек, рожденный в 85-м, в 92-м, уже знает, что проклятые хохлы - убийцы, предатели и пособники Гитлера. Из таких легко сколотить армию, если что. Пусть это будет хотя бы армия ботов для сранья в комментах крупных новостных ресурсов или тематических блогов. Зато она будет работать на результат определенной системы.

А у нас системы нет. Внутри нашей страны идеологической платформы никакой не существует. Есть только множество спекуляций (что - взирая на нынешнего Министра образования - и неудивительно). Есть множество сплетен на уровне "одна-бабка-сказала", которые радостно подхватывают озабоченные "двуязычием" и вопросами "равенства". И потому с каждым годом 9-е мая становится все противнее, приобретая вкус столкновений мелких партий и крупных политических шарлатанов. А на весь этот цирк молча взирают могилы из прошлого и обараненный народ из настоящего.

Это 9-е мая станет первым, когда мой дед уже больше не наденет ордена и медали. Он никогда не любил распространяться о войне, хотя 90% своих наград получил на фронтах, уйдя на войну в числе первых. С фронтов он вернулся в 1946-м, когда ему было всего 24 (на год меньше, чем мне сейчас). Он никогда не любил распространяться о геройском величии. Зато рассказывал, как их в первые месяцы после учебки бросали в бой с одним приказом "наступать и добыть оружие в бою". О винтовке - одной на 5 человек. О том, что во время шквального минометного обстрела надо было просто найти воронку, в которую упасть, потому что иначе тебя разорвет на куски и никакое геройство не поможет. О том, что зима под Сталинградом была нечеловечески суровая и пальцы примерзали к винтовкам. Он никогда не рассказывал ни о каких бандеровцах. Мой дед был убежденным коммунистом почти до глубокой старости. Но не скрывал, что в атаку шли чаще под "вперед, мать вашу", чем под "за родину, за Сталина", как это теперь показывают в кино. Не скрывал, что не было никакого величия и мыслей о героическом предназначении. Зато была простая и сложная задача: выжить и дожить до того момента, когда закончится весь этот ужас, грязь, пот, землянки, стертые до крови ноги, нехватка патронов, обстрелы, бессонные ночи и постоянная мясорубка перед глазами, когда тот, с кем ты курил еще утром, вечером  - уже труп. Наверное, в память о своем дедушке, которого я любил и уважал и уважаю до сих пор (светлая ему память), мне хочется сегодня написать всё это. Потому что он прошел от Сталинграда до стен рейхстага и наверное не хотел бы быть объектом мифологии - неважно, "рассейской" или "украйонской".

А еще мне хочется написать все это под влиянием публикации в РГ. Мои дедушка и бабушка - родом из Винницкой области (тем, у кого очень туго с украинской географией: это Центральная Украина, не Западная, здесь нет и не было гуцулов, Бандеры, бандеровцев, белополяков и прочих существ из страшных историй об Украине, которые так любят тиражировать в "рассейских" СМИ и бложеках поцреотически настроенные журналисты, пейсатели и прочие "сочувствующие"). Именно потому меня попросту тошнит уже от единого мифа о том, что Западная Украина - это голодомор, пособники, Бандера и ужасы НКВД; а вся остальная Украина - это мир, красота и процветание под братским крылом России и КПСС.

Из воспоминаний моего дедушки (ныне покойного):
В 1932-1933-м был не голод, а голодомор. Зерно вывезли полностью, но на этом не остановились. Приходила продразверстка, выворачивала на землю даже казаны с уже готовой спрятанной пищей. Как правило, это была похлебка из каких-то мерзлых овощей, лебеды, кукурузных стеблей. Люди ели котов и собак. Когда коты и собаки закончились, ели жуков, траву, ветки акации, лебеду, на полях искали кротов, их тоже ели. На улицах лежали мертвые люди и достаточно много. В селе было порядка 100-120 дворов, на каждой улице по утрам находили от 3 до 5 трупов. Школьные учителя забрали к себе в школу многих детей, они при школе жили. Из этих детей была создана команда человек в 10. Каждый день эти дети и пара учителей плюс человек из сельсовета с телегой объезжали дворы и собирали тех, кто умер. Хоронили в общей яме довольно часто, т.к. не было сил копать отдельные могилы. Урожайность в 1931-м и 1932-м была очень высокая, но госплан был выше. Тех, кто скрывал зерно или не сдавал, арестовывали и куда-то вывозили. Дед не помнил, куда именно, т.к. он и был в числе тех школьников, которые помогали свозить трупы. Были случаи каннибализма. Одну бабку, которая умерла в прошлом году, дожив до 96 (кажется) лет, спасли чудом: ее отец зарубил соседскую собаку, чтобы съесть, но не донес до дома: пришел и умер на пороге хаты. Мать ребенка умерла спустя час. Ребенок пролежал в одной хате с 2-м трупами почти два дня, прежде чем ее нашли.

Это Центральная Украина. Один из передовых колхозов в довоенный и послевоенный период. Никаких западенцев и националистов. 90% села были партийными, процесс "раскулачивания" закончился успешно. Можно мне объяснить, кто здесь "освободитель" и "отец родной"?..

О фронтовом периоде дед вспоминал в основном не слишком охотно. Про красную от крови воду в форсировании Днепра - подтверждал, и всегда говорил, что это был результат не героизма, а тупости военачальников, которые гнали людей на бойню в лоб на укрепленный берег с дзотами противника. Подтверждал, что боеприпасов на протяжение всей войны катастрофически не хватало, а действия штабов на местах часто были хаотичными. Приводил любопытный эпизод из периода пребывания в учебке в глубинке России в 1941-м (там он провел несколько месяцев перед отправкой на фронт): призывникам из России выдавали хромовые сапоги, теплое белье и новые подбитые шерстью шинели. А украинцы (их в том выпуске курсантов было где-то половина) получили обычные сапоги, ношеные гимнастерки и шинель-скатку, которая была тонкой и не грела ночью совершенно.

Из воспоминаний моей бабушки (также ныне покойной):
В 1941-м пришли немцы. Ничего не трогали и никого, хотя от них прятались женщины и девушки по оврагам и огородам - ходили слухи, что всех сразу угонят в Германию. Немцы пробыли в селе 12 часов. Не захватывали хат, даже не тронули курей и скотину (для сравнения - вспоминаем фильмы об оккупантах, ага). Установили комендатуру, полицаев, старосту - и ушли из села дальше на восток. На следующий день пришли румыны, расквартировались и простояли в селе аж до 1944 года. Среди негативных последствий их пребывания: в селе после войны было немало детей от румынских солдат. Евреев в регионе арестовывали и вывозили, но в основном на уровне райцентров и городов. До уровня сел карательные отряды опускались редко. Оккупация в селе выглядела как принудительная работа на благо оккупантов, но не слишком превосходила по жестокости или требованиям то, что творилось ранее, до 1941-го. Партизаны были, но не во всех селах, в села заходили редко. Более-менее активными стали к 1944-му. Среди них были явно дезертировавшие с фронта или беглые военнопленные.

Из воспоминаний их односельчан и родственников тоже много интересного узнать можно. В частности, один из моих прадедов был одним из первых учителей в деревне, стоял у истоков коммунистического образования и грамоты среди односельчан. Его брат - председатель сельского совета, активист кампании "разкуркуливания". Еще были родные и двоюродные братья, также связанные  с системой образования, сельским хозяйством, инженерией.  Прадед, который был инженером, умер от последствий голода и воспаления легких в 1933-м, когда ему было за 35. Прадеды, бывшие председателем, преподавателем и передовиком, были арестованы в один день где-то в 1937-м и без вести сгинули в сибирских концлагерях. Их арестовали и вели этапом от села до района свыше 40 км в одних подштанниках, чтобы они не убежали от конвоя.

Старший из прадедов был расстрелян, по видимому, в районной тюрьме, т.к. передал записку, в которой просил отдать односельчанину долг в 3 рубля: не хотел после смерти оставаться должным. Сохранился фрагмент письма одного из других прадедов к своей жене в 1939-м году. Он писал, что строят они железную дорогу где-то  в Коми АССР, что очень тяжело, т.к. кормят очень плохо. И добавлял, что все бы отдал - даже еду - за маленький кусочек мыла, чтобы вещи постирать хотя бы - почти месяц они не мылись тогда. Прабабка написала письмо не кому-нибудь, а самому наркому Берии, с просьбой о помиловании мужа, перечисляла заслуги мужа перед родиной. Удивительно, но ответ пришел спустя 4 месяца за подписью и печатью секретариата в Кремле от имени Берии о том, что просьба о помиловании удовлетворена, и срок сокращен с 10 до 3 лет. Прабабка очень ждала, что муж вернется в 1941-м, как вспоминают очевидцы, часами молилась. В 1941-м началась война, прадеда отправили на фронт в штрафбате "искупать вину" кровью. До того он должен был выйти на свободу через 2 месяца, осенью 1941-го. Больше никто никогда его не видел.

В марте, апреле, даже мае 2010 года, когда я читаю или буду еще читать в новостях или в бложеках много пафосного, истеричного, радостного или брызжущего желчью текста о том, какое "светлое" прошлое у нас всех было, о "величии" и "братском народе", об "освободителях" и проклятых "бандеровцах" - я обязательно выключу ноутбук и пойду поставлю свечку в память о моих прадедах и дедах. Нет, сам я человек не слишком верующий. Просто это нельзя забывать. Нельзя мне забывать о том, как "проклятые бандеровцы" спасли от голодной смерти мою прабабку и ее 3-х детей, потому что именно в Западную Украину на заработки тайком мимо конвоиров сверху на товарном вагоне ездила моя прабабка, и привезла оттуда полмешка кукурузного зерна, благодаря чему дети выжили. И "проклятые бандеровцы" садили ее за стол рядом с собой как равную и давали ей кров и пищу. А родные "освободители" помогли спровадить на тот свет ее мужа - человека с техническим образованием, отца 3-х детей; и ее братьев - каждый из которых получил университетское образование и по-наивному чисто и светло верил в социализм. И именно потому для меня - кто бы ни стал у нас министром, президентом, главным пропагандистом - никогда не будет 9-е мая праздником. И не будет эта война для меня "отечественной". Это день памяти, день смирения, примирения и скорби. День уважения и осознания того, что мы в долгу перед своим народом. Но не радостного ликования с георгиевскими ленточками из китайского полиэтилена, пришпиленными к каждой машине и к адидасовским ветровкам пьяных ПТУшников.

Bookmark and Share

No comments:

Post a Comment

ПОПУЛЯРНІ ПУБЛІКАЦІЇ