Nov 26, 2010

27 ноября, Дню памяти жертв сталинского геноцида посвящается

Мои дедушка и бабушка были родом из Винницкой области (тем, у кого очень туго с украинской географией: это Центральная Украина, не Западная, здесь нет и не было гуцулов, Бандеры, бандеровцев, белополяков и прочих существ из страшных историй об Украине, которые так любят тиражировать в "рассейских" СМИ и бложеках поцреотически настроенные журналисты, писатели и прочие "сочувствующие"). Именно потому меня попросту тошнит уже от единого мифа о том, что Западная Украина - это голодомор, пособники, Бандера и ужасы НКВД; а вся остальная Украина - это мир, красота и процветание под братским крылом России и КПСС.

Из воспоминаний моего дедушки (ныне покойного):
В 1932-1933-м был не голод, а голодомор. Зерно вывезли полностью, но на этом не остановились. Приходила продразверстка, выворачивала на землю даже казаны с уже готовой спрятанной пищей. Как правило, это была похлебка из каких-то мерзлых овощей, лебеды, кукурузных стеблей. Люди ели котов и собак. Когда коты и собаки закончились, ели жуков, траву, ветки акации, лебеду, на полях искали кротов, их тоже ели. На улицах лежали мертвые люди и достаточно много. В селе было порядка 100-120 дворов, на каждой улице по утрам находили от 3 до 5 трупов. Школьные учителя забрали к себе в школу многих детей, они при школе жили. Из этих детей была создана команда человек в 10. Каждый день эти дети и пара учителей плюс человек из сельсовета с телегой объезжали дворы и собирали тех, кто умер. Хоронили в общей яме довольно часто, т.к. не было сил копать отдельные могилы. Урожайность в 1931-м и 1932-м была очень высокая, но госплан был выше. Тех, кто скрывал зерно или не сдавал, арестовывали и куда-то вывозили. Дед не помнил, куда именно, т.к. он и был в числе тех школьников, которые помогали свозить трупы. Были случаи каннибализма. Одну бабку, которая умерла в прошлом году, дожив до 96 (кажется) лет, спасли чудом: ее отец зарубил соседскую собаку, чтобы съесть, но не донес до дома: пришел и умер на пороге хаты. Мать ребенка умерла спустя час. Ребенок пролежал в одной хате с 2-м трупами почти два дня, прежде чем ее нашли.

Это Центральная Украина. Один из передовых колхозов в довоенный и послевоенный период. Уже в 1919 г. в этом селе была школа, где учили грамоте не присланные, а свои, местные учителя. Никаких западенцев и националистов. 90% села были партийными, процесс "раскулачивания" закончился успешно. Можно мне объяснить, кто здесь "освободитель" и "отец родной"?..

Из воспоминаний их односельчан и родственников тоже много интересного узнать можно. В частности, один из моих прадедов был одним из первых учителей в деревне, стоял у истоков коммунистического образования и грамоты среди односельчан. Его брат - председатель сельского совета, активист кампании "разкуркуливания". Еще были родные и двоюродные братья, также связанные с системой образования, сельским хозяйством, инженерией. Прадед, который был инженером, умер от последствий голода и воспаления легких в 1933-м, когда ему было за 35. Прадеды, бывшие председателем, преподавателем и передовиком, были арестованы в один день где-то в 1937-м и без вести сгинули в сибирских концлагерях. Их арестовали и вели этапом от села до района свыше 40 км в одних подштанниках, чтобы они не убежали от конвоя.

Завтра, когда одни будут в новостях и жжшечках исходить слюной на тему "не было никакого геноцида", а другие будут рассказывать о том, какое "светлое" прошлое у нас всех было, о "величии" и "братском народе", об "освободителях" и проклятых "бандеровцах" - я обязательно выключу ноутбук и пойду поставлю свечку в память о моих прадедах и дедах. Нет, сам я человек не слишком верующий. Просто это нельзя забывать. Нельзя мне забывать о том, как "проклятые бандеровцы" спасли от голодной смерти мою прабабку и ее 3-х детей, потому что именно в Западную Украину на заработки тайком мимо конвоиров сверху на товарном вагоне ездила моя прабабка, и привезла оттуда полмешка кукурузного зерна, благодаря чему дети выжили. И "проклятые бандеровцы" садили ее за стол рядом с собой как равную и давали ей кров и пищу. А родные "освободители" помогли спровадить на тот свет ее мужа - человека с техническим образованием, отца 3-х детей; и ее братьев - каждый из которых получил университетское образование и по-наивному чисто и светло верил в социализм.

Тем же, кто считает этот голод не геноцидом украинского народа, а какой-то досадной случайностью, возникшей от "ошибок Сталина", добавлю от себя еще одну историю. Во второй половине 90-х гг. (был я в классе наверное 9-м и жил еще на юге Украины), когда уже стали проталкивать на государственный уровень идею признания событий 1932-1933 гг. геноцидом против украинского народа, пожилая воендама из двора напротив сидела на скамейке и возмущалась: "Да не было на юге никакой голодухи!" На вопрос, мол, а расскажите, что тогда было, она совершенно спокойно ответила: "Там, где жили русские, не было. А там, где хахлы, там и голодали". Абсолютно вменяемая женщина, 75 лет, вдова капитана советской армии на тот момент. Позже эту же идею я слышал от многих представителей поколения "отставников", особенно из "среднего" и "высшего" состава. Рядовые и чином пониже почему-то предпочитали на эту тему не говорить.

Bookmark and Share

ПОПУЛЯРНІ ПУБЛІКАЦІЇ