Nov 24, 2012

Почему я перешел на Mac

Наверное, подобный пост есть практически у каждого, кто приобрел себе первый в жизни Macbook :) Но этот пост пишу скорее для себя, чем для широкой аудитории, и для того, чтобы проанализировать, как изменилось мое собственное отношение к сочетанию "железо + софт" за прошедшие 5 лет.

Компьютер (свой собственный) у меня появился довольно поздно: в 2001 году. По нынешним меркам это вообще был калькулятор какой-то: Intel Celeron 600 MHz, 192 MB памяти, 10 ГБ винчестер и 64 МБ видеокарта Radeon (страшно сказать, но на таком компьютере шел даже первый CS, Diablo и Quake III). Первым моим ноутбуком был подаренный в январе 2007 года Asus F3Ja. На борту у него шла лицензионная Windows XP, позже замененная (ненадолго) на триальную Vista, после чего я снова вернулся к ХР, не стал даже пропобовать "семерку" и в середине 2010-го установил на него Ubuntu. В 2008 купил и до сегодняшнего дня также периодически использовал нетбук Acer AspireOne всё с той же Ubuntu (впрочем, подробнее о конфигурации моего ноутбучного "железа" уже могли узнать читатели "Лайфхакера" не так уж давно). Помимо того, в пользовании (рабочем, временном или постоянном) были еще разные ноутбуки от разных производителей: Samsung, Acer, HP, IBM Thinkpad.

И всё в принципе меня устраивало долгое время,.. хотя нет, не всё. Платформа Windows меня никогда (а пользовался я компьютерами и ноутбуками на базе "окон" с 1998 года где-то) не устраивала до конца по целой массе причин. Школьное знакомство начиналось с Windows 95: эта операционка тогда стояла на тех немногочисленных школьных компьютерах, которые были в наличии году так в 97-98; потом уже и в школе, и у друзей / знакомых появилась Windows 98, под которой уже был офис, в котором уже даже что-то более-менее вменяемое можно было состряпать вроде реферата или доклада; потом появились Windows ME и Windows 2000 / NT с первыми вменяемыми играми, которые тормозили порой, но шли (то же можно сказать и про склонные к "вылетам" офисные пакеты - ну а что еще надо школьнику, кроме игрушек, интернета и работы с текстом?) Потом были Windows XP, Windows Vista, Windows 7... Увиденная недавно Windows 8 не вызвала никаких эмоций, потому что уже к моменту "семерки" багаж впечатлений был накоплен более чем достаточный. Вирусы, медлительность и прожорливость системы, а также проблемы с сохранением документов и совместимостью устройств - весь этот "джентльменский набор" преследовал меня вплоть до 2010 года.
Причины, по которым я ушел с Windows:

  • трудности в сохранении работы с файлами и программами при переходе в ждущий / спящий режим;
  • вирусы и "шпионские" программы, а также последствия заражения (даже при прямых руках и регулярно обновляемых антивирусах);
  • стоимость легального ПО и необходимость выбирать, либо ты законченный "варезник", либо ты тратишь много денег на ПО (один только официальный мультиязычный переводчик обошелся мне в свое время в 250 грн. за коробочную версию, чтобы спустя полтора года оказаться не совместимым с "семеркой"; про цены на коробочные офисные пакеты, антивирусы и саму ОС в "белой" розничной продаже в 2009 - 2011 годах вообще промолчу);
  • старение железа и софта не совпадали по времени (в результате через 2 года надо свой ноутбук из среднего сегмента или выбрасывать, или кардинально обновлять, потому что уже больше половины установленных на него программ в новых версиях он "не тянет", а старые больше не поддерживаются в новых форматах документов или файлов - достаточно вспомнить переход на .docx в новом "Офисе");
  • непонятные перспективы магазинов приложений для данной ОС в Украине и СНГ.

Зимой 2010-го я решил дать немного на тот момент устаревшему ноутбуку второй шанс и поставить Linux как основную ОС. Проба с Mandriva оказалась не слишком удачной. Тогда я остановился на Ubuntu 8.10. Потом были Ubuntu 9.04, 9.10, Ubuntu 11.10 и Ubuntu 12.04. А потом около полугода назад ноутбук поломался как раз в тот момент, когда у меня уже и к Линуксу начали возникать вопросы. Сравнительно недавний топик на Хабре эти вопросы отражает как нельзя лучше. Да, в Линуксе не было у меня проблем с вирусами и нагрузкой на железо; зато добавились проблемы со звуком, с совместимостью с новыми (а не старыми, как раньше) устройствами. И самое главное: после нескольких апдейтов система начала немилосердно пожирать батарею, шуметь всеми кулерами и греться так, как будто основная задача ноутбука - это поджарить пользователя. Причем в багтрекерах все эти проблемы всплывали и не раз; что-то из этого решалось путем "шаманства" и битья в бубны, что-то - путем  установки новых апдейтов и заплаток; а где-то 45% проблем так и оставалось висеть нерешенными, потому что разработчики ОС не хотели или не могли это решить - чего не знаю, того не знаю. Да, Линукс и до сих пор мне нравится сравнительной быстротой, надежностью системы в целом и неприхотливостью (и главное - официальной бесплатностью). Но как бы ни хотелось мне себя убедить в том, что данная ОС универсальна - ничего из этого не вышло. Поломавшийся ноутбук поставил вопрос, какое устройство брать следующим.
Причины, по которым я решил уйти с Linux:

  • шум и нагрев железа из-за работы софта, проблемы с энергопотреблением
  • проблемы с совместимостью периферии и гаджетов
  • эксперименты с пользовательским интерфейсом ОС со стороны разработчиков
  • низкая скорость решения проблем в работе железа со стороны разработчиков ОС и программ к ней
  • неудобная работа с магазином приложений и ограничение ряда сервисов для жителей стран  за пределами США и Западной Европы.

Собственно, выбор был очевиден: 2 варианта - либо новый ноутбук / ультрабук с Windows 8 на борту, либо продукция Apple. "Восьмые окна" отпали по нескольким причинам:

  • неопределенность с магазином приложений в Украине (будет / не будет / каким будет / что там можно будет купить вообще)
  • неясно, как в экосистему "восьмерки" будут вписываться гаджеты и мобильные устройства на Android и продукты вроде iPod
  • сохранение высоких цен на офисные пакеты и необходимость установки платного антивируса
  • ограниченность драйверов для устройств, которые не вышли с "восьмеркой" в один год
  • странный новый интерфейс, который мне не хочется осваивать и разбираться в нем (да, еще лет 5 назад я бы с энтузиазмом принялся изучать что-то новое и неизведанное; а теперь я просто хочу купить ноутбук, принести его домой, распаковать и за ним работать, не изучая ничего специального и кардинально нового, чего я не видел за прошедшие 15 лет).
Почему я выбрал Mac:
  • простой и понятный магазин приложений, поддерживающий (теперь уже) платежные карты и адреса украинского происхождения
  • привычный интерфейс
  • тачпад, который по-прежнему остается лучшим среди ноутбуков по удобству работы с ним (по моему мнению) и странно, что никто аналогичные тачпады не делает
  • качество экрана и корпуса (никакой пластик металлу не конкурент)
  • совместимость со старыми и новыми устройствами, гаджетами и периферией;
  • большая автономность, низкие нагрев, шум и энергопотребление;
  • сочетание как новых, так и традиционных интерфейсов, разъемов и носителей в одном устройстве.
Кроме того, теперь я не выключаю компьютер и не думаю о том, а не заглючит ли большой файл с тремя важными статьями, которые я вчера весь вечер писал: я просто закрываю крышку ноутбука, а на следующий день просто ее открываю - и через 1 секунду вижу перед собой все те же окна и те же документы такими же, какими я их оставил вчера. Не думаю о том, а как мне заставить свой ноутбук увидеть внешний винчестер по сети через вайфай-роутер: я просто его вижу и подключаю на нем те папки, которые мне нужны. Не думаю, а не сядет ли сейчас ни с того ни с сего батарея, потому что я слишком долго смотрю сериал или редактирую текст: я просто открываю в 10 утра ноутбук, пользуюсь им в течение дня, а к 6 вечера у меня еще минут на 20 есть заряд батареи (и это при включенном почти весь день вайфай-соединении). О мелочах вроде того, что подкаст, который я начал слушать на ноутбуке в iTunes, потом выйдя на улицу, я продолжаю слушать с той же самой минуты на iPod Nano - и вообще упоминать не стоит.

Может быть, за 2 недели с новым ноутбуком я еще не всё изучил и не всё увидел на практике, но пока мне нравится то, что я наблюдаю в работе с Mac. Можете считать, что меня тоже "соблазнил маркетинг", "укусил яблочник" и т.д. и т.п. :)

4 comments:

  1. Мы такие разные:) Я вот подумываю уходить с Мака, потому что:
    1. MS Word for Mac OS какой-то то ли непривычный, то ли неудобный по части проверки орфографии на рус и укр. А без ворда я никуда.
    2. На торрентах и всяких ЕХ-ах намного меньше игр и программ под Mac. Магазин приложений - это круто, но я не люблю платить. C Windows я всегда могу скачать последнюю версию практически любой программы, которая только может понадобиться, со всеми кряками и серийниками.
    3. Если зависла винда, у меня чаще всего получается ее реанимировать без перезагрузки с помощью всяких там altctrldel и (или) терпения. Когда у меня зависает Мак, то только перезагрузка, панель задач чаще всего тупо не включается, ожидание ни к чему не приводит. Может я чего-то недопонял, но по-другому не получается.
    4. Хочется попробовать сенсорный экран и "плиточку".

    Будет, конечно, не хватать тонкого и легкого корпуса Macbook air и прекрасного тачпада. Но, у последних Windows-ультрабуков тоже достойная сборка и неплохие тачпады.

    ReplyDelete
    Replies
    1. ну как говорится, на вкус и цвет фломастеры разные :) из текстовых редакторов я сейчас вообще пользуюсь Libre Office + Google Docs

      С играми я последние года 4 вообще как-то не особо, думал одно время купить консоль "для играться" при помощи телевизора, но пока так и не надумал

      Delete
    2. я совсем не понял про необходимость платного антивируса. начиная с 7-ки не пользуюсь, только регулярный автоапдейт. вирусов нет - что я делаю не так?

      да, и в 8-ке не надо переучиваться на новый интерфейс.

      Delete
  2. А что за странная блог-платформа, почему я комментирую под ником Admin?:))

    ReplyDelete

ПОПУЛЯРНІ ПУБЛІКАЦІЇ