May 22, 2013

О конфиденциальности, пользователях и сделке между Tumblr и Yahoo


Нет ничего плохого в том, что парни, сделавшие Tumblr, ухитрились продать свое "детище" корпорации Yahoo больше чем за $1 млрд. У них стало больше возможностей после подобной сделки.
Но есть здесь и повод для беспокойства, вызванный отнюдь не завистью к тем, кто продал свой проект за "гору зелени." Контент-проекты новостного плана и онлайн-СМИ всегда нуждаются в деньгах. Некоторые из таких проектов преуспевают за счет удачного привлечения рекламодателей на основе открытых данных, которыми бесплатно делятся их читатели и которые (данные, не читатели) могут лечь в основу монетизации такого контент-проекта.
Блогохостинг Tumblr за 6 лет своей активной работы на рынке смог привлечь огромное количество пользователей, которые были готовы делиться своей информацией и делать это бесплатно. В 2010 году СЕО Tumblr в инетрвью Los Angeles Times заявил, что категорически против рекламы на сервисе; но похоже, что у топ-менеджмента Yahoo! на этот счет другие планы.
"В Yahoo уверены, что сделка с Tumblr поможет монетизироват ьплощадку за счет продажи рекламы и наращивания в ходе этого собственной выручки корпорации" - Тhe Wall Street Journal пишет об этом, ссылаясь на источники в самой компании Yahoo. Как всегда, деньги "отобьют" за счет использования огромных массивов пользовательских данных и контента, который успел накопиться за 6 лет. Данные - это основа продаж рекламы от Yahoo на разных площадках, где пользовательское таргетирование выполняется в основном на базе интересов.
Модель показа рекламы на основе пользовательских данных хорошо знакома нынешней СЕО Yahoo CEO Мариссе Майер, которая 13 лет успешно использовала эту практику в ходе своей работы на корпорацию Google. Ключевой рекламный успех Google кроется не в последнюю очередь в "дата-майнинге", в контексте чего и используется огромный объем вроде бы закрытых, но при этом - доступных корпорации - данных от пользователей Сети.
У дата-майнинга есть "темная сторона": возможность отслеживать привычки и поведения потребителя позволяет построить в Сети тоталитаризм не только потребительский, но и политический - о чем речь идет в книге The New Digital Age, изданной топ-менеджерами Google: ее авторы - Eric Schmidt и Jared Cohen.
По их мнению, несмотря на то, что контроль за потребителями (и гражданами) - дело затратное, в конечном итоге все затраты на дата-майнинг и оборудование для обработки и хранения подобного массива данных окупятся за счет контрактов разработчиков средств мониторинга и оборудования для слежения за гражданским населением. Государство будет заинтересовано в покупке и контроле подобных технологий (в особенности - если это тоталитарное государство).
Впрочем, Шмидт и Коэн за деревьями не слишком различают лес: прежде чем пугать общественность мрачными перспективами тоталитарных режимов с цифровым контролем, им стоило бы обратить внимание на то, как сравнительно легко коммерческие структуры, компании и сайты уже сегодня получают доступ к огромному массиву информации в демократических и "прозрачных" странах вроде США и стран Европы.
Поколение, которое сохранило ошибочную уверенность в "анонимности" и даже интимности интернет-коммуникаций, должно понимать, что уже не государство является главным врагом приватности и неприкосновенности личной информации. Мы давным-давно сами дали доступ к нашим привычкам, перемещению, покупкам и политическим взглядам через разнообразные социальные сервисы и связи в соцсетях, которые накапливают информацию о нас. Компании вроде Yahoo сейчас активно используют эти данные для монетизации, но не факт, что эта информация не "утечет" в открытый доступ.
Бизнес-модель, которая предполагает использование пользовательских данных с одной площадки на другой (как будет происходить в случае с Tumblr), содержит потенциальную угрозу утечки личного контента и пользовательских данных, носящих конфиденциальный характер, о чем уже говорят в ЕС. Популярность площадко вроде Tumblr и Instagram с самого начала была вызвана тем, что в них не было никакой рекламы, а значит пользователи были уверены, что данные о них не передаются "на сторону." Агрессивная монетизация и передача данных в руки новоиспеченных владельцев и рекламодателей может нанести удар по ядру аудитории Tumblr.
Мы снова получили повод задуматься о том, что может произойти, если большой массив пользовательских данных попадет "не в те руки," ведь с конфиденциальности в Сети начинается не только свобода личности, но и свобода выражения взглядов и открытое поведение. Как будут развиваться события - покажет время.

No comments:

Post a Comment

ПОПУЛЯРНІ ПУБЛІКАЦІЇ